Размеры полиграфического изделия — одна из базовых характеристик, о которой многие дизайнеры имеют весьма отдаленное представление. Рано или поздно они узнают о существовании обрезного и дообрезного форматов, но происходит это зачастую после того, как тираж отпечатан, порезан и выглядит не совсем так, как ожидалось. Перед разработкой макета имеет смысл ознакомиться с этими форматами, что мы и сделаем в этой статье.
Дообрезной размер, называемый также дообрезным форматом, отображает размер полиграфического изделия ДО ЕГО ПОРЕЗКИ. Потребители и заказчики ничего не знают о существовании этого термина — числовое значение формата известно только инженерам типографии и сотрудничающими с ней дизайнерам.
Обрезной размер (формат) отображает размер изделия ПОСЛЕ ЕГО ПОРЕЗКИ. В большинстве случаев этот формат меньше дообрезного и именно его используют люди при общении. Например, буклет А4, флаер формата DL и т.д.
Определения дали, теперь давайте разбираться что к чему.
Первый вопрос — зачем вообще нужен дообрезной формат.
На рисунке приведен макет визитки в дообрезном формате.
Очевидно, что нож резака, пройдя по зеленой линии, обрежет выступающие части. И оба голубых элемента (линия и поле логотипа) после резки будут вплотную подходить к краям визитки. Как и должно быть.
Теперь рассмотрим другой вариант — та же визитка отпечатана в обрезном формате.
При резке полиграфических изделий всегда происходит небольшой сдвиг стопы по горизонтальной плоскости — нож точно по условным зеленым линиям не попадет никогда: смещение может доходить до одного миллиметра. Соответственно, при порезке визиток в первом случае это смещение компенсируется дополнительным полем (между красной и зеленой линиями).
Во втором случае на двух краях визитки (вертикальном и горизонтальном) появятся белые полосы шириной, равной величине смещения.
Риторический вопрос: красиво ли, когда голубая линия с одной стороны подходит вплотную к краю визитки, а с другой нет?
Итак, дообрезной формат позволяет произвести качественную резку, нивелируя погрешности резальной машины, которые есть и будут всегда.
В рассмотренном примере с визиткой, огрешности резки будут заметны, но не критичны.
В случае с темным фоном или фоновой полноцветной картинкой белые полоски будут просто резать глаза — вряд ли кто-нибудь захочет иметь такую продукцию. По этой причине все макеты нужно всегда делать в дообрезном формате.
Как всегда, в любых правилах бывают исключения — существуют случаи, когда оба вышеописанных формата равны и продукцию можно делать в обрезном формате. Это может быть, когда фон изделия белый и отсутствуют элементы, идущие «на вылет» (выступающие за пределы изделия). Пример такого макета показан на рисунке — края линии не подходят к краям визитки (не идут «на вылет»).
И последний вопрос — на какую величину дообрезной формат больше обрезного.
В типографии, к обрезному формату требуется добавить по 2 миллиметра с каждой стороны.
К примеру,
макет визитки 50х90 должен иметь размеры 54х94 мм, а бланк А4 — 214х301 мм.
Но всегда бывают исключения — лучше ознакомиться c требованиями к макетам, позвонив в печатную фирму, или зайдя на ее сайт